Меню
16+

«Иланские вести». Общественно- политическая газета Иланского района

16.01.2018 14:35 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 17.01.2018 г.

История церкви Сретения Господня в селе Иланском

Иланская Сретенская церковь

Мало кому известно, что еще каких-то сто лет назад, здесь, на территории нынешнего Иланского, действовали два храма – в селе Иланском («Старой Илани») и при железнодорожной станции.

1. Михаил Сперанский 2. Иланское селение 3. Илья Бобрик

В поисках утраченного храма:

история церкви Сретения Господня в селе Иланском

Мало кому известно, что еще каких-то сто лет назад, здесь, на территории нынешнего Иланского, действовали два храма – в селе Иланском («Старой Илани») и при железнодорожной станции. Оба храма сгинули в тяжелые для религии советские годы, однако последний храм, во имя Святого Благоверного князя Александра Невского, так или иначе «задержался» в памяти жителей, поскольку был снесен в начале 1960-х гг. Первый же храм в Иланском, во имя Сретения Господня, построенный еще в 1822 году, оказался в забвении, утерялся в истории города. Поэтому судьба этого храма заслуживает внимания, «реанимации» в культурно-исторической памяти жителей Иланского района.

Надо сказать, история Иланской Сретенской церкви попала «под перо» случайно. Находясь в Иланском первые два десятка лет своей жизни, автор этой заметки, как и многие жители района, не имел представления о том, что когда-то в Старой Илани стояла прекрасная деревянная церковь. И только «по долгу службы», скрупулезно выискивая в исторических источниках сведения о православных приходах на территории Приенисейской Сибири, в «Кратком описании приходов Енисейской епархии» за 1916 год, точнее в его оглавлении, обнаружил следующую запись: «Иланский Сретенский приход»… Возрастающий с каждой минутой интерес не давал покоя, и, не обнаружив для себя полных сведений о приходе, «загоревшиеся глаза» принялись за поиски утраченного храма.

«В болотистой, лесной и нездоровой местности»

Обращаясь к «Краткому описанию приходов Енисейской епархии», мы увидим запись: «Иланский Сретенский приход открыт в 1826 г. и выделился из Канского прихода. Открыт приход по ходатайству графа Михаила Михайловича Сперанского, первого Генерал-губернатора Восточной Сибири. Первые прихожане этого храма были ссыльные. Приход расположен по Московскому тракту и при Сибирской Железной дороге, между станциями Иланская и Ингаш. Село стоит на маленькой реке Иланке, в болотистой лесной и нездоровой местности. <…> Приход состоит из села и двух деревень: Карапсель и Степаново. В с. Иланском и д. Карапсель население старожильческое, а в Степановой смешанное, при этом большинство переселенцы из Северо-Западных губерний. <…> Церковь в приходе одна, деревянная, построена в 1826 году. Престолов в церкви два: 1) в честь Сретения Господня и 2) в честь Святителя и Чудотворца Николая. Молитвенные дома имеются в деревне Карапсель и деревне Степановой. <…> Прихожан мужского пола 756, женского 735».

Такой была Сретенская церковь в 1915 году, поскольку «Описание приходов» составлялось именно в это время. Продолжая поиски, выясняя, какой была церковь практически двести лет назад, оказалось, что сведения в этом описании содержат множество неточностей, а история строительства церкви на самом деле была более интересной, нежели об этом говорится в приведенной справке.

В 1819 году новым Сибирским генерал-губернатором Александр I назначил тайного советника Михаила Сперанского. Он пока еще не граф, — этого титула он будет удостоен уже на склоне лет, в конце службы. И первым генерал-губернатором Восточной Сибири он тоже станет позже, — после того как по его же предложению вся Сибирь будет разделена на два генерал-губернаторства Восточно-Сибирское и Западно-Сибирское. А пока он властитель всего этого обширного края – от Урала до Тихого океана. И вот, получив назначение, летом 1819 года М.М. Сперанский едет в Иркутск, обозревая по пути, свои владения. Сын священника, семинарист, затем выпускник духовной академии, сделавший блестящую карьеру при дворе, он не может не обратить внимания, среди прочего, и на состояние церковной жизни края. Проследовав Канск, он отмечает, что по тракту располагается немало довольно крупных поселений, которые не имеют церквей. И действительно, от Канска на восток, в пределах Нижнеудинского уезда, в состав которого в то время входила почтовая станция и деревня Иланская, имелось только пять храмов: три в городе Нижнеудинске, да два в селах Бирюсинском и Тулуновском.

А позже в одном из писем министру просвещения и духовных дел князю А.Н. Голицыну, с которым М.М. Сперанский состоял в постоянной переписке, он напишет: «При обозрении новых поселений в Нижнеудинском уезде, составленных из присылаемых в зачет рекрутов и за преступления на так называемое Забайкальское поселение… я не нашёл ни одной церкви и самые ближайшие селения, в коих есть церкви, отстоят от них за сто и за 200 верст. По сему предложено от меня поселенцам тогда же о заведении церквей, хотя в некоторых селениях».

Отчасти малое число храмов объяснялось тем, что большинство населенных пунктов на тракте состояло из «поселенцев», т.е. сосланных из Европейской части России на «поселение» за преступления или волею помещика. А ссыльнопоселенцы были ограничены во многих правах, в том числе и в строительство церквей. Нельзя сбрасывать со счетов и вероятные затруднения экономического свойства: возведение храма – дело дорогостоящее, а притрактовые поселения были довольно бедны.

Так или иначе, но инициатива нового генерал-губернатора имела отклик. Жители трех сел на Московско-Сибирском тракте – Иланского, Тинского и Алзамайского – объявили о своем желании строить церкви.

Осенью 1819 г. крестьяне и поселенцы селения Иланского, численность которого составляла около 500 человек, подали прошение на имя главы Иркутской епархии епископа Михаила о постройке в селе деревянной церкви.

Надо сказать, что еще до возведения Иланской Сретенской церкви в поселении имелась часовня, поставленная не с разрешения церковной власти, а с дозволения светского начальства. На момент составления прошения деревня Иланская входила в Анцирский приход, и соответственно, отметки о рождении, крещении, исповеди, посещение важнейших церковных праздников, требовали приезда иланских жителей в с. Анцирь, расположенное в 39 верстах (около 40 км.) от Иланского. Все это вызывало ряд затруднений, поскольку ни дорожной сети, ни бесперебойного транспорта в тот момент, разумеется, не было, поэтому посещение храма (что, кстати сказать, было делом обязательным) невольно сопрягалось с различными сложностями. Кроме того, появление в поселении храма давало ему новый статус: с появлением церкви деревня превращалась в село.

Иланские жители в то время не были единым обществом, они составляли, можно сказать, две самостоятельных группы: государственные крестьяне и поселенцы. И те, и другие, имели свое самоуправление, собственную печать, каждая общность возглавлялась старостой (в одном случае, сельским старостой, в другом – старостой поселенцев). Тем не менее, обе группы Иланского селения объединились под одним прошением о строительстве церкви, пригласив в дело строительства церкви соседние селения: Карапсель, Верхний и Нижний Ингаш.

«Возъявили желание выстроить в нашем селении… церковь»

Приведем полный текст прошения поселенцев и крестьян Иланского селения о строительстве церкви, найденный в фондах Государственного архива Красноярского края в оригинальной орфографии и пунктуации:

«№ 377 й. ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВУ ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ МИХАИЛУ, ЕПИСКОПУ ИРКУТСКОМУ НЕРЧИНСКОМУ И ЯКУТСКОМУ И ОРДЕНА СВЯТЫЯ АННЫ ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ КАВАЛЕРУ.

Иркутской губернии Нижнеудинского уезда Бирюсинской волости Иланскаго селения крестьян и поселян

Покорнейшее прошение

По случаю отдаленности Приходской Нашей Анцырской Николаевской Церкви от стоящей от здешняго селения в Тридцати Девяти верстах, находя крайнее для себя затруднительным как проезд к оной в праздничныя дни для слушан[и]я Божественнаго словословия, и в учрежденныя посты подолгу христианскому для говления, исповеди и приобщения Святых таин, равно и привоз Священника в домы наши для исправления мирских духовных треб, возъявили желание выстроить в нашем селении деревянную двупрестольную во имя Стретения Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа с пределом Святителя Николая Чудотворца Церковь, к чему также повышеописанным причинам изъявили желание и соседственных селений поселенцы как то: Карапсельскаго, Верхнеингашевскаго и Нижнеингашевскаго, как учинив для сего мирския собрания за подписанием своим к нам доставили с тем, чтобы им, как при сооружении оной церкви оказывать возможное пособие, равно причислившись в приход к оной, довольствовать священноцерковнослужителей наравне с нами, то есть добавлять им ис каждаго супружества хлебной руги по четыре с половиною пуда, то есть надлежащую часть…

В следствие чего прилагая при сем упомянутыя согласия и учиненную записку о числах, как в селе Иланском, равно и вышеперечисленных трех селений, домов, душ мужскаго и женскаго пола, супружеств и разстояние верст от каждаго селения, Вашего Преосвященства покорнейше просим позволить выстроить по желанию нашему во имя Стретения Господня с пределом Святителя Николая Чудотворца деревянную Церковь, и, есть ли последует нам Архипастырское Вашего Преосвященства благословение, то приказать избранным нами строителю поселенцу Алентью Абызову и помощнику ево Евдокиму Степанову, на коих и выбор при сем прилагаем, выдать для збору 27 доброхотных дателей выкладов зборную на один год книгу, на что и имеем ожидать Вашего Преосвященства милости в той шаг разрешения.

Личной прозбою Иланскаго селения крестьян и поселенцев за неумением их грамоты того же селения общественный писарь Иван Иванов руку приложил.

Сентября 9 дня 1819 года [две печати]».

«Избрать из среды их благонадежного человека в строители»

Таким образом, прихожане будущего Сретенского прихода обязались построить церковь с двумя престолами (Святой Престол – четвероугольный стол, утвержденный посреди алтаря, особенным чином освященный и облаченный в священные одежды; Двупрестольный храм – своего рода «два храма» в одном), содержать церковнослужителей, поставляя им по 4,5 пудов (72 кг) руги (хлеб, который отсыпался священникам вместо денежного жалования) от каждой семьи.

В конце 1819 года М.М. Сперанский в письме тому же князю Голицыну писал, что поселенцы входили к епископу Михаилу «с просьбою о позволении им построить в селениях Алзамайском, Тинском и Иланском три деревянные церкви», которые «уже заложены».

Всю переписку с церковными властями, «шефство» в деле возведения церкви и открытии прихода осуществляли первые священнослужители храма. Два первых священника Иланской Сретенской церкви, Маторий Карпов и Сергий Протопопов, после себя оставили лишь малый след. Следующий пастырь пребывал в Сретенской церкви 12 лет, с 1822 по 1834 год. Его имя – Филимон Громов. Он и был тем священнослужителем, который служил в строящейся церкви.

Возведением церкви занимался и другой человек, которого называли «строителем», но его полномочия были несколько иными, чем мы сегодня понимаем под этим словом.

Строителем церкви (т.е. человеком, который осуществлял руководство постройкой, занимался поиском рабочих, а самое главное – собирал деньги на строительство) был выбран поселенец Алентий (Валентин) Абызов, а его помощником – Евдоким Степанов, позже строителем был Иван Гуляев, ктитором (лицо, выделившее деньги на ремонт храма) – Павел Переберин. Строителю из Консистории выдавалась специальная «книга» (приходно-расходная книга для сбора денег, в которой прописывались все поступающие суммы, а также расходы).

Главным критерием для выбора «строителя» церкви была благонадежность человека. «Я предлагал прихожанам моим», — писал священник Филимон Громов, «избрать из среды их благонадежного человека в строители, которые и избрали крестьянина Верхнеингашевского селения Ивана Григорьева Гуляева, поведением честного и благонадежного».

Спустя некоторое время «книга» была получена из Иркутска, тогда и начался сбор средств, и собственно постепенное строительство церкви. За это время, пока строилась церковь, прихожане не один раз посылали различные прошения то в Иркутскую, то в Томскую епархию. Дело в том, что, находясь на границе между Енисейской и Иркутской губерниями, Иланское селение оказывалось в затруднительном положении: светская власть находилась в ведении Енисейской губернии, образованной в 1822 году, церковная – в Иркутской губернии (Иркутской епархии). Енисейская губерния входила в ведение церковной власти Томской епархии. Будучи переведенными из Иркутской губернии в Енисейскую, иланские жители оказались буквально на «перепутье властей».

Заложенная в 1820 г. церковь была выстроена к 1823 г., но оставался пока недостроенным верхний этаж. Никто тогда и не подозревал, что «пока» затянется на несколько десятилетий.

4 октября 1824 г. нижний этаж церкви с приделом Николая Чудотворца был освящен иркутским епископом Михаилом. После чего в селе Иланском стали звучать молитвы, вестись службы, правда, пока на первом этаже.

В целом строительство церкви, как уже отмечалось, — от подачи прошения до ее полного освящения и награждения антиминсом – шло довольно долго, с 1819 по 1847 гг. Этот процесс заслуживает отдельного повествования.

История о том, как достраивалась церковь, и какова ее последующая судьба, обязательно найдет свое отражение в дальнейших публикациях. В заключение первой части истории Иланского Сретенского прихода приведем данные о количестве жителей Иланского и Карапсельского селений, в то время, когда возникло желание иметь собственную церковь в своей местности…

Илья Бобрик

Изображения:

01. Иланская Сретенская церковь. 1905 год. Фото из фондов Красноярского краевого краеведческого музея.

02. М.М. Сперанский (1772–1839), первый Генерал-губернатор Восточной Сибири. Способствовал строительству Иланской Сретенской церкви.

03. Иланское селение, находящееся на краю Иркутской губернии, граничило с Томской губернией (куда входил нынешний Красноярский край).

04. Оттиск печати Иланского сельского общества, 1819 год. Из фондов ГАКК.

05. Оттиск печати Иланских поселенцев, 1819 год. Из фондов ГАКК.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

137