Меню
16+

«Иланские вести». Общественно- политическая газета Иланского района

29.10.2019 11:24 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

В мире и согласии

В нашем Иланском районе издавна живут в мире и согласии люди разных национальностей. В разные времена и по разным причинам появились на территории района немцы и белорусы, эстонцы и украинцы, татары и украинцы, чуваши и литовцы, таджики и армяне, киргизы и грузины. Сегодня уже трудно определить национальную принадлежность многих из нас, поскольку интернациональные семьи стали уже привычным, обыденным явлением. И, тем не менее, во многих наших селах сохранились уникальные национальные традиции.

В мире и согласии

- Для каждого из нас Красноярский край — это больше, чем географическое пространство на карте. Города, поселки, в которых мы живем, — это не точки, а место приложения душевных сил, где рождаются и воспитываются наши дети...

Алексей Клешко

Край в цифрах

Численность населения Красноярского края по данным Красноярскстата на 1 января 2017 года составляет 2 875 790 человек. Городское население — 76,47%. Около 80 % населения края живут к югу от Ангары — на одной десятой территории края.

Наш регион – один из самых многонациональных! Красноярский край своей малой единой родиной могут называть представители 159 национальностей. Среди них: русские (88,08%), украинцы (1,34%), татары (1,23%), немцы (0,79%), азербайджанцы (0,58%), белорусы (0,35%), чуваши (0,38 %), армяне (0,38 %), киргизы (0,30%), узбеки (0,23%), таджики (0,23%), мордва (0,15%), марийцы (0,12%), башкиры (0,11%), тувинцы (0,10%), лезгины (0,10%), молдаване (0,10 %), хакасы (0,15%), эстонцы, эстонцы-сету (0,08%), латыши (2,184 – 0,07%).

Численность коренных малочисленных народов Севера: долганы (0,21 %), эвенки (0,16%), ненцы (0,13%), якуты (0,05%), кеты (0,03%), нганасаны (0,02%), селькупы (0,01%), энцы (0,01%), чулымцы (0,01%).

В семье единой

Люди, разные по вере и национальной принадлежности, веками жили здесь в мире и согласии, осваивали эту землю, создавали ее мощный промышленный, интеллектуальный и культурный потенциал.

Атмосфера межнационального согласия и сегодня является важным условием для дальнейшего развития нашего региона, сохранения социальной, политической и экономической стабильности в нем.

Большой вклад в укрепление гражданского мира на красноярской земле вносят национально-культурные объединения, которых в нашем крае насчитывается более шестидесяти. Благодаря их деятельности представители разных народов поддерживают связь с этнической родиной, сохраняют свои обычаи, традиции, культуру и язык.

По их инициативе в Красноярском крае ежегодно проводятся различные фольклорные праздники и фестивали. Все это позволяет Красноярскому краю оставаться территорией межнационального согласия, где уютно себя чувствует каждый человек независимо от национальной принадлежности и вероисповедания.

В нашем Иланском районе издавна также живут в мире и согласии люди разных национальностей. В разные времена и по разным причинам появились на территории района немцы и белорусы, эстонцы и украинцы, татары и украинцы, чуваши и литовцы, таджики и армяне, киргизы и грузины. Сегодня уже трудно определить национальную принадлежность многих из нас, поскольку интернациональные семьи стали уже привычным, обыденным явлением. И, тем не менее, во многих наших селах сохранились уникальные национальные традиции.

Сибирские белорусы

Так сложилось, что село Новогородка ведет свою историю с начала двадцатого века, когда в Сибирь из центральной России поехали первые переселенцы из Белоруссии. Беспросветная бедность, голод и произвол земских начальников заставляли многих белорусских крестьян срываться с мест, где столетиями жили их предки.

Кто-то искал счастья в Новом Свете — в Соединенных Штатах и Латинской Америке (сегодня подсчитано, что в одной только Аргентине в 1920-х гг. проживали около 200 тысяч человек с белорусскими корнями), иные же, собрав свои жалкие пожитки, отправлялись на самый край необъятной Российской империи.

Речь, конечно же, идет о Сибири — богатом, но нуждавшемся в крепких руках крае. Эта миграция белорусов началась еще в 80-х годах XIX века, однако массовый масштаб приобрела в самом начале XX-го.

Известно, что за годы столыпинской аграрной реформы наш богатый и по большому счету пустынный край принял около 3 миллионов переселенцев, значительную часть которых составляли выходцы из белорусских земель.

О той легкости, с которой белорусские переселенцы адаптировались в Сибири, свидетельствуют рапорты правительственных чиновников, в которых писалось, что выходцы из белорусских губерний лучше других приспосабливались к здешним условиям и суровому местному климату, поскольку «сами происходили из лесной местности».

Потомки первых переселенцев из Белоруссии уже считают Новогородку своей родиной, но о том, что их прадеды приехали из далекой белорусской окраины помнят хорошо.

Об этом и шел наш разговор с семейной парой Марией Алексеевной и Яковом Фомичем Чеберяками, с которыми я встретился в их уютном, гостеприимном доме.

Так уж случилось, что их предки одними из первых поселились в этих местах. Как вспоминает Татьяна Алексеевна, ее дед Иван Терентьевич приехал сюда в 1903 году из Белоруссии. Привез в Сибирь молодую жену, с которой обвенчался уже на новом месте, когда ей исполнилось 18 лет. Жили дед с бабушкой довольно зажиточно, у них были и жатка, и сеялка, и молотилка. Особенно запомнилась Марии Алексеевне шерстобитка, машина для расчесывания шерсти, которую ей подарили на свадьбу родители. Это довольно редкая и ценная вещь, которая долго хранилась в семье, а сегодня стала музейной редкостью.

Дед Якова Фомича появился еще раньше в этих местах, был в числе первых шести семей переселенцев, прибывших из Белоруссии в начале двадцатого века и ставших основателями Новогородки. Смелые и отважные переселенцы, выправив документы в земельном отделе Канского уезда и наняв подводы, приехали на берег ручья Кунгуп.

Нельзя сказать, что их встретили здесь гостеприимно. Переселенцы поселились на землях устьянского купца Горьева. Он, конечно же, не испытывал большой радости от того, что на его охотничьих угодьях кто-то появился, поэтому порой переселенцам приходилось брать в руки оружие, чтобы защитить свои права.

Но, несмотря на все невзгоды, люди потихоньку обживались на новом месте. Построили временное жилье, соорудив шалаши. Как говорит Мария Алексеевна, курени сделали. Благо, леса вокруг было много. На выделенные ссуды приобрели лошадей и начали разрабатывать участки под пашни. Чтобы получить хороший урожай, землю буквально растирали руками. Старания их были не напрасны, уже в первый год сумели получить хороший урожай зерна, по 25-30 центнеров с десятины.

Как вспоминает Мария Алексеевна, возили хлеб выпекать в соседнюю деревню Гнездо Нижнеингашского района, теперь это деревня Ильинка. По всей видимости, женщины заводили в деревянных бочках (дежах) тесто, ставили на сани или телегу и везли в Гнездо, где выпекали хлеб в русских печах. У самих переселенцев таких печей пока не было, хотя и поставили вскоре после переселения пятистенный дом. У Чеберяков хранится дома такая дежа, с деревянными обручами, изготовленная руками самого Якова Фомича.

Жизнь в Новогородке шла своим чередом. Прошли бурные революционные события, стали создаваться колхозы. Если родители Марии Алексеевны вступили в колхоз, то родных Якова Фомича не привлекла колхозная жизнь, и они переехали в Иланский. Пресловутые годы репрессий не обошли стороной семью Чеберяков. Осенью 1937 года сотрудники НКВД сначала арестовали и увезли в Канск старшего брата Якова Фомича Василия, а потом и отца Фому Фомича. Больше их родные не увидели, им лишь сообщили официально, что умерли оба от каких-то болезней. Но было понятно, что просто расстреляли как врагов народа. Яков Фомич вспоминает, что был в это время маленьким ребенком и пытался спросить у пришедших чекистов, за что забирают отца. Но НКВДэшник лишь грубо оттолкнул его и злобно прошипел: «Молчи щенок».

Не успели пережить это горе, как началась война. На фронт ушли четверо братьев Якова Фомича. Все мужественно сражались, защищая Родину. Судьба сберегла их, все вернулись после Победы домой хоть и израненными, но живыми. У одного из братьев, Антона, фашистская пуля до сердца два сантиметра не дошла, так и жил он с ней до конца своих дней.

Выучиться ни Марии Алексеевне, ни Якову Фомичу не удалось, окончили лишь четыре класса. Как воспоминает Мария Алексеевна, бумаги не было, писали на бересте, мать специальные книжечки из нее делала.

Хоть и держали свое хозяйство, но все отдавали на налоги. Мария Алексеевна пошла трудиться в колхоз, работала свинаркой. Работать приходилось порой круглые сутки, как она вспоминает. Особенно хлопотными были моменты, когда свиньи поросились. Тут уже совсем не смыкали глаз, ночами по очереди дежурили, чтобы не допустить падежа. Мария Алексеевна по праву считалась одной из лучших работниц в хозяйстве, пользовалась заслуженным авторитетом. Неоднократно была участницей выставки ВДНХ. Трудовой стаж Марии Алексеевны составляет 43 года, Якова Фомича 46 лет, который они заработали в колхозе имени VII съезда Советов. За долгий добросовестный труд Мария Алексеевна – ветеран труда, награждена «Знаком Почета», Орденом Трудовой славы 3 степени, медалью «За успехи в народном хозяйстве», знаками «Победитель социалистического соревнования» 1978 и 1979 годов, знаками «Ударник IX и X пятилеток».

Яков Фомич также всю жизнь трудился в колхозе, принимал участие в строительстве жилья, социальных и производственных объектов. Яков Фомич – ветеран труда Российской Федерации, награжден медалями «50 лет Победы в Великой Отечественной войне», «60 лет Победы в Великой Отечественной войне», «65 лет Победы в Великой Отечественной войне», «70 лет Победы в Великой Отечественной войне».

Сегодня Мария Алексеевна и Яков Фомич находятся на заслуженном отдыхе. Недавно глава семьи отпраздновал свой девяностолетний юбилей в кругу родных. Конечно, здоровье у ветеранов уже начинает подводить, годы берут свое, но они не теряют бодрости духа и оптимизма, хлопочут по дому, у них всегда чисто и уютно. В их деревенском доме как-то по-особенному комфортно и просто чувствуешь себя, как будто побывал в родительском доме. Хозяйство большое они уже не в силах держать, хотя раньше была и корова, и свиньи, сейчас только курицы да кот.

Радуют сердца ветеранов четверо внуков и три правнука. А это значит, что жизнь продолжается, и вместе с односельчанами Мария Алексеевна и Яков Фомич будут отмечать 120-летний юбилей родной Новогородки.

Пожелаем же и мы дружной семье Чеберяков доброго здоровья на многие годы! Вот именно такие люди — простые труженики с широкой душой и добрым сердцем — являются истинной нашей гордостью и нашей славой.

Виктор Викторов.

Первое появление белорусов в Приенисейской Сибири относится к первой половине XVII в. В настоящее время существует версия, что основатель Красноярского острога и его первый воевода Андрей Дубенский, а также некоторые его сотоварищи были литвинами, т. е. выходцами из Великого княжества Литовского, значительную часть населения которого составляли белорусы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

5