Меню
16+

«Иланские вести». Общественно- политическая газета Иланского района

12.08.2019 10:01 Понедельник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Дорога-то железная, а люди – золотые!

В железнодорожной сфере существует множество профессий. Некоторые из них у всех на слуху, такие как машинист, кассир, проводник или начальник поезда. Но бывают и малоизвестные, но не менее значимые специальности. Среди них особое место занимает осмотрщик вагонов, работа которого является важнейшим звеном в цепи обеспечения безопасности на железной дороге.

Дорога-то железная, а люди – золотые!

В железнодорожной сфере существует множество профессий. Некоторые из них у всех на слуху, такие как машинист, кассир, проводник или начальник поезда. Но бывают и малоизвестные, но не менее значимые специальности. Среди них особое место занимает осмотрщик вагонов, работа которого является важнейшим звеном в цепи обеспечения безопасности на железной дороге.

Многие из вас, уважаемые читатели, путешествуя по железной дороге, во время остановки поезда на узловых станциях, могли наблюдать картину, когда человек в железнодорожной форме с молоточком в руках, обходил состав, постукивая по колесам вагонов. Со стороны, кажется работа проще простого: ходи не спеша и постукивай себе – что ж в этом сложного?!

Когда я встретился на рабочем месте с осмотрщиком вагонов ПТО, старшим по смене Сергеем Захаренко, он в ответ на эти мои дилетантские мысли, лишь улыбнулся в ответ: «Действительно, может, с житейской позиции оно так и выглядит, а на самом деле осмотрщик вагонов очень сложная, ответственная работа».

Об этой работе Сергей знает не понаслышке, свыше двадцати лет он трудится в этой должности. Можно сказать, что биография всей его семьи тесно связана с вагонным депо. Отец, Геннадий Григорьевич, всю свою сознательную жизнь трудился в этом коллективе, пришел сюда еще 16-летним пареньком. Так и проработал до пенсии газоэлектросварщиком. Дед по материнской линии, Николай Федорович Орлов, в суровое военное время работал осмотрщиком вагонов, прошел всю Великую Отечественную войну, был ранен. Бабушка также работала в ПТО. Мама, Валентина Николаевна, хоть и не трудилась в вагонном депо, но была напрямую связана с железной дорогой, всю жизнь проработала медсестрой в детском отделений железнодорожной больницы. Так что четко просматривается крепкая железнодорожная династия.

Может быть, именно поэтому у Сергея выбор профессии был предрешен заранее. Ничуть не сомневаясь в нем, после окончания школы юноша устроился на работу в вагонное депо, в хозцех.

Затем была служба в армии, и после демобилизации вернулся в родные места. Но пошел работать не в родное вагонное депо, а помощником машиниста электровоза в локомотивное депо. Благо, что документ об овладении этой профессией был на руках. В те годы большое внимание уделялось профессиональной подготовке школьников, во всех школах успешно действовали УПК (учебно-производственные комбинаты), ребята еще за школьной партой овладевали наиболее востребованными на рынке труда профессиями. Вот и Сергей вместе с аттестатом о среднем образовании получил удостоверение помощника машиниста электровоза и автомобильные права.

Проработав в депо два года, он понял, что эта профессия не для нег него, не лежала душа, поэтому вновь вернулся в вагонное депо, устроился работать слесарем в автоконтрольный цех. Проработав около шести лет, решил перейти работать в ПТО осмотрщиком вагонов. Заочно окончил Омский университет транспорта, получил высшее образование.

Про таких как Сергей говорят, что человек на своем месте. В этой профессии случайных людей не бывает. Как говорит Валерий, приходят к ним устаиваться в ПТО много молодых парней из других структурных подразделений железнодорожного узла, но после нескольких смен пишут заявления и уходят, потому что понимают, насколько серьезная эта работа, и какой груз ответственности на них ложится.

Каждый прибывающий на станцию поезд встречает именно осмотрщик вагонов, в обязанность которого входит визуальный осмотр прибывающего состава, поскольку многие неисправности можно выявить только при его движении. Для оценки состояния вагонов у встречающего поезд работника ПТО есть буквально доли секунды, поэтому здесь особенно важны такие качества, как наблюдательность, внимательность и отличное знание инструкции. Главный рабочий инструмент, кроме отличного зрения, – рация и прожектор в ночное время. При обнаружении характерных признаков неисправности следует моментальный доклад дежурному ПТО с указанием номера вагона и предполагаемого дефекта. К моменту полной остановки состава в районе местонахождения вагона уже должны находиться другие работники ПТО, которые производят его детальный осмотр и выносят окончательный вердикт: ремонтировать, отцеплять или нет.

После остановки состава с двух его сторон начинают движение два работника ПТО с необходимыми инструментами, в число которых входит молоток на длинной ручке и сумка с шаблонами и инструментами для выявления неисправностей ходовой части подвижного состава, автосцепных устройств, тормозной системы и кузовов вагонов. Времени на осмотр очень мало, а пропустить серьезную неисправность нельзя, поэтому осмотрщики вагонов делают меловую разметку на дефектных вагонах и по рации сообщают дежурному номера вагонов с выявленными неисправностями. Тотчас к этим вагонам идут рабочие с нужными инструментами, которые производят необходимый текущий ремонт. В некоторых случая производится отцепка тех вагонов, которые не могут продолжать дальнейшее движение из-за серьезности поломки.

Пресловутые молоточки на длинных ручках, между прочим, являются отличительной особенностью принадлежности к профессии осмотрщика, поскольку выполняют важную роль при выявлении неисправности буксового узла (он соединяет колесную пару с рамой вагона). Именно по характерному звуку после удара грамотный работник определяет открутившуюся гайку крепления: подумаешь – ерунда, гайка плохо прикручена, но это грозит неминуемым крушением состава. Поэтому кроме отличного зрения осмотрщик вагонов должен иметь еще и тонкий, музыкальный слух, большой опыт и отличное знание инструкций. Не зря в начале каждой двенадцатичасовой смены старший осмотрщик вагонов производит обязательный инструктаж заступающих на дежурство работников с кратким опросом по характерным неисправностям и методам их выявления. Так что, как видите, именно от осмотрщика вагонов напрямую зависит безопасность движения, жизнь людей.

Сергей по праву считается одним из лучших осмотрщиков на Красноярской железной дороге. За трудовые достижения он отмечен высокими наградами: именными часами президента ОАО «Российские железные дороги», в прошлом году на торжественном мероприятии в честь Дня железнодорожника начальник Красноярской железной дороги Вадим Владимиров вручил ему самую почитаемую награду на железнодорожном транспорте — нагрудный знак «Почетный железнодорожник».

Рядом с Сергеем на ПТО трудится оператором центрального поста его жена Елена. Дочь Анастасия получила высшее юридическое образование, работает в прокуратуре. Два месяца назад отпраздновали ее свадьбу.

В свободное время от работы время наш герой увлекается рыбалкой и охотой. Любит побыть в одиночестве, в глухой тайге, полюбоваться природой. Как говорит, шумные курортные места не для него, в тишине душа отдыхает, а сибирская наша природа наполняет живительными силами, поднимает настроение, бодрит лучше всяких лечебных процедур!

Виктор Осмоловский.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

4