Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Иланский
03 декабря, пт
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Иланский
03 декабря, пт

Строитель, созидатель, творец

24 ноября 2021
17

Строитель, созидатель, творец

Строительство — это всегда созидание и продвижение вперед. Строитель – главный двигатель всех позитивных перемен, самая мирная  профессия. Она становится делом жизни тех людей, кто более всего ценит стабильность и мир, готов щедро дарить людям результаты своей нелегкой работы.

По волнам нашей памяти

Когда-то комсомольско-молодежная стройка века, легендарный БАМ, был главной темой передовиц газет, выпусков теле- и радионовостей, о героях стройки снимались документальные и художественные фильмы… Вся страна распевала вслед за популярной группой «Самоцветы» знаменитый «БАМовский вальс»:

-Парень взял аккордеон,

От души играет.

Так берет аккорды он —

Сердце замирает.

Пусть плывет смолистый дым

Сквозь густые ветки.

Будет самым молодым

Это вальс навеки…

И песню «Строим БАМ»:

-Рельсы упрямо

Режут тайгу,

Дерзко и прямо

В зной и пургу.

Веселей ребята!

Выпало нам

Строить путь железный,

А короче — БАМ.

Люди старшего поколения и сегодня хорошо помнят строки этих замечательных песен, потому что с ними ассоциируется молодость, бурная, наполненная яркими событиями и незабываемыми встречами.

Вот и наш герой Александр Шамров, когда слышит эти песни или смотрит по телевизору фрагменты документальных фильмов о строительстве БАМа, вспоминает то счастливое время, что подарило ему возможность стать участником этой легендарной стройки.

Истоки

Не думал, конечно, иланский паренек Саша Шамров, что судьба его занесет в далекий БАМовский город Северобайкальск. Родился и вырос он в городе Иланском. В его семье было четверо ребятишек: трое мальчишек и девочка. Отец, Кузьма Алексеевич, фронтовик, инвалид войны, ушел на фронт в 1942 году, прибавив себе возраст. Был ранен в ногу, но вернулся живым домой. До самой пенсии трудился на угольном складе, на кране, загружал уголь для паровозов. Мать, Анна Федоровна, работала в комбинате бытового обслуживания техничкой. Жили в частном доме, держали хозяйство: кур, свиней, поэтому к труду ребятишки были приучены с детства. В 12 лет Саша уже отправился на заработки, вместе с друзьями сколачивали ящики в заготконторе для овощей. На следующий год, когда исполнилось 13 лет, во время каникул работал уже на кирпичном заводе.

Учился парень в иланской школе №6. Время пролетело незаметно, и вот уже позади 8 классов шестой школы. Сразу после окончания школы Саша устроился учеником каменщика в строительную организацию, что возводила двухэтажный жилой дом по улице Лекомских для коллектива комбината бытового обслуживания. Здесь получил первые навыки профессии, которая стала призванием на всю жизнь. Затем участвовал в строительстве школы №1.

Подошло время службы в рядах Советской Армии. Служил в ограниченной группе войск в Германии. Воспоминания об армейских годах, о командирах и друзьях самые приятные.

Демобилизовавшись, вернулся в родной город, пошел работать в локомотивное депо. Официально числился слесарем, но на самом деле участвовал в строительстве цеха подъемки в должности каменщика. Кто знает, как бы сложилась дальше судьба Александра, если бы по дороге из Красноярска к ним домой не заехал брат. Дело в том, что он работал на строительстве БАМа и много рассказывал и о самой стройке, и о людях, что съехались туда буквально со всех концов нашей необъятной Родины, о той необыкновенной атмосфере, что так разительно отличается от привычных будней маленького провинциального городка. Последним, решающим аргументом, который заставил Александра круто повернуть свою жизнь, стали новенькие «Жигули», полученные братом по талону, который полагался после двух с половиной лет работы на этой стройке. Брат и приехал домой на сверкающей красавице прямо из автосалона в Красноярске. Александр уже давно мечтал о машине, а тут представилась реальная возможность мечту воплотить в жизнь. Долго не раздумывал, быстро собрался и поехал. В молодости все мы легки на подъем, все мы жаждем перемен и верим, что все нам по плечу.

Это наша с тобой биография

БАМ. Аббревиатура из трех букв, знакомая практически каждому жителю нашей страны, который родился еще в СССР. Эти три буквы вместили в себя огромный временной промежуток истории нашего государства, сотни тысяч судеб наших соотечественников, которые неразрывно переплелись со строительством Байкало-Амурской магистрали.

БАМ грандиозное явление не только в отечественной, но и в мировой истории. Протяженность железнодорожной магистрали огромна, более четырех тысяч километров, большая часть пути проходит по непроходимой и необитаемой местности, которая враждебна человеку, это по-настоящему дикая природа. Достаточно представить себе все эти удивительные пейзажи от озера Байкал до реки Амур и портов Тихого океана на общем протяжении 4287 километров.

Байкало-Амурская магистраль — по-настоящему всесоюзная стройка, в строительстве магистрали принимали участие люди 70 национальностей, а всего в разные годы здесь работало до двух миллионов человек.

Строительная бригада, в которую попал Александр, была из Ленинграда, занималась строительством производственных объектов, жилых домов, объектов соцкультбыта в Северобайкальске. Руководил бригадой прославленный строитель, Герой Социалистического Труда Валерий Михайлович Анисимов. Коллектив неизменно был в числе лидеров, трудиться приходилось буквально на износ. Условия труда были довольно жесткими, начинали рабочий день и заканчивали минута в минуту, на перерыв полагалось лишь 10 минут. Ели на ходу, откусывая кусок хлеба и ломтик колбасы, запивая водой. Зачастую доводилось оставаться и вечером, так как работали в три смены. В дождь, холод, стужу, зной, довелось работать, приходилось надевать маски, чтобы спрятаться от шквального ветра.

Но были молодыми, как-то легко переносили все эти трудности.

Все самые главные объекты Северобайкальска построила бригада Александра Шамрова. Он сегодня горд, что его частичка труда есть в возведенных зданиях Дома культуры, железнодорожного вокзала, администрации, торгового дома, школы, детского сада. Также построено немалое количество жилых домов.

Незабываемые встречи

Строительство магистрали тогда было у всех на слуху, часто приезжали с концертами известные артисты, Александру запомнился приезд популярно американского певца Дина Рида.

Когда проходили соревнования профессионального мастерства в Тынде, где Александр занял первое место, среди почетных гостей был легендарный советский хоккеист, многократный чемпион мира и Олимпийских игр Александр Якушев. Он до сих пор бережно хранит автограф хоккеиста.

Нередко дружно выезжали коллективом на своем катере, который подарил бригаде командующий Балтийским флотом, на озеро Байкал, отдыхали, рыбачили. Обладателем заветной машины - «Жигулей» шестой модели - Александр стал через два с половиной года работы. Когда он в 1987 году приехал на своей машине в отпуск, в Иланском был самым «крутым» парнем, ведь тогда счастливых обладателей авто можно было пересчитать по пальцам. Кстати, Александр за десять лет работы на БАМе получил еще три таких талона.

В Северобайкальске Александр встретил свою будущую жену Елену. Молодоженам сразу выделили квартиру. Вскоре родился сын Никита. Все успешно складывалось в жизни Александра, но планы нарушила перестройка. Строительство магистрали в начале 90-х стало сворачиваться, работы не стало. Ленинградская бригада стала собираться домой, звали с собой в северную столицу и Александра, предлагали работу, на первое время комнату в общежитии. Но он, взвесив все «за» и «против», все же решил вернуться домой, в Иланский, был бы холостой, может быть и рискнул.

На родине милой

Когда вернулся на родину, работу не смог сразу найти, вакантных мест не было. Тогда он решил сходить на прием к тогдашнему начальнику НГЧ-3 Федору Борисовичу Шеметько. Надел все награды, взял грамоты, трудовую книжку, в которой было множество благодарностей за ударную работу. Когда он все это продемонстрировал Федору Борисовичу, тот, не задумываясь, сразу сказал: «Конечно, берем. Нам такие люди нужны».

И с того памятного 1994 года трудится Александр в этой организации каменщиком. По уровню мастерства и профессионализма нет ему равных! Про него говорят: «Руки золотые, широкая душа!» А работа его ведь не из легких! Постоянные командировки, разъезды, ведь объекты, на которых приходилось ему работать, были разбросаны по всей железнодорожной ветке: от Иланского до Карабулы. Порой уезжал из дома на несколько недель, не всегда удавалось выбраться на выходные домой.

Трудно перечислить все объекты, на которых трудился наш герой. Принимал участие Александр в строительстве железнодорожных вокзалов в Красноярске, Канифольном, Решотах. В нашем железнодорожном парке постамент для фонтана заливал. Уложенная мраморная плитка на привокзальной площади, где стоит паровоз, также дело его рук. Также много есть частных домов в Иланском, которые обложил кирпичом Александр. А еще его особая гордость – удивительной красоты камины.

Добрым словом его всегда вспоминают и руководство, и товарищи по работе, и все, кому помог он создать в доме красоту, комфорт и уют.

В эти дни Александр готовит документы, собрался идти на заслуженный отдых. Долгие годы работы в поистине экстремальных условиях дают о себе знать. Поэтому решил уйти на покой, пожить для себя, для семьи, для родных и близких, заняться спокойно домашними делами, да и двое внуков подрастают, хочется им побольше времени уделить.

А в свободное время будет возможность достать семейный альбом, вспомнить самые яркие, самые счастливые моменты и с гордостью сказать: «В славной трудовой биографии страны есть и мой скромный вклад».

Виктор Владимиров. Фото Стаса Осмоловского.