- Староста деревни – это же, наверняка, непросто: это и большая общественная нагрузка, и огромная ответственность перед людьми. Надежда Васильевна, как вы решились взвалить на себя такую ношу?
- Раньше старост у нас в поселениях не было. Только лет пять назад появились. А мне не привыкать: я и депутатом 27 лет была, и бригадиром трудовых отрядов старшеклассников. Вот, наверное, поэтому меня и избрали старостой – потому что я всегда и во всём участвую.
Уже 41 год я работаю директором Степановского Дома культуры. А Дом культуры – это же сердце деревни, центр не только культурной, но и общественной жизни. Сельсовет наш часто ко мне обращается, когда людей надо оповестить, собрать их для решения каких-то вопросов. А я и не отказываю никогда. Мне с народом работать нравится. Мы же люди старой закалки, советского воспитания. А в Степаново я с 1979 года работаю. У нас замечательный творческий коллектив.
С нашими самодеятельными артистами мы постоянно ездим с выступлениями и в Канск, и в Иланский, и по району. Я просто человек такой – всегда активной была: и в молодости, и сейчас, когда мне уже 59 лет. 4 года на пенсии, но ещё поработаю. Нынче капитальный ремонт в клубе нам обещают. Как тут уйдёшь? Как это я в отремонтированном, красивом и комфортном ДК не поработаю?! (смеётся)
- Можно ли сказать, что староста – это посредник между людьми и властью? Сельсоветом, районной администрацией. С какими вопросами люди к вам могут обратиться и обращаются чаще всего?
- Приходят люди с разными жалобами, с житейскими какими-то вопросами, которые надо решить. Дорогу, например, почистить или лампочку уличного освещения заменить… Я тогда звоню в администрацию, договариваюсь. Какие-то справки, бывает, людям нужны – я опять с сельсоветом договариваюсь. С сезонными пожарами боремся вместе: обходим бесхозные дома, летом обкашиваем траву. Такая вот работа у старосты – вроде бы из мелочей складывается, а делать что-то надо изо дня в день, проблемы не могут ждать. Бывает и мужей с жёнами мирим, если вдруг кто поссорится: с одним поговоришь, с другой, успокоишь обоих, выслушаешь – вот уже и снова ладно живут. С детьми работаем, стараемся занять их не только развлекательными мероприятиями, но и привлечь к работам по благоустройству, наведению чистоты и порядка в деревне.
Надо сказать, что, в основном, наши жители стараются содержать свои усадьбы в чистоте, каждый стремится, чтобы его территория смотрелась красивее других. Но, бывает, и нерадивых хозяев приходится пожурить.
- Граждане-то помогают старосте?
- Есть у нас такие активные жители в Степаново, которые никогда не откажут, если их о чём-то попросить. С нашим фельдшером – Мариной Владимировной Рудольф – мы постоянно на связи, многое делаем вместе. Библиотека у нас всегда в центре общественной жизни. Наши предприниматели и фермеры помогают. Помогают, конечно, и рядовые жители. Много помогают. Но не все. Но есть и такие, кто только спрашивает, критикует, кто считает, что им все должны, а сами и пальцем пошевелить не хотят.
Хочу подчеркнуть, что сейчас другие формы работы. Бюджет программный. Надо деньги на что-то – пиши программу, выигрывай грант. По-другому денег не будет. А без финансирования много проблем не решишь. Например, одна из самых действенных программ так и называется «Жители за чистоту и благоустройство», и подобных программ немало. Надо самим активнее быть, выходить с инициативами. А люди этого часто не понимают. Вот и спрашивают с меня, с сельсовета, с районной власти, но не с себя.
- Ни разу не было такого чувства, что всё надоело: надоело активничать, надоело жить для людей? Не хотелось всё бросить и устроиться уютненько под пледом на диванчике, с любимым сериальчиком?
- Думаете, не было у меня таких мыслей? Ещё как были! Мечтала: вот только на пенсию пойду — ни дня про работу не вспомню! Но, куда там, без работы, без людей, без хлопот и забот я не я буду. Бывает, что усталость приходит. Я ведь этот первый Новый год нормально дома с семьёй отметила (как говорят: не бывает худа без добра — в клуб бежать на всю ночь не надо было). Работы всегда много.
А дома мне скучно будет! Не хочу на диван к телевизору! Пока есть силы и энергия, буду работать. Ну, не чувствую я себя пенсионеркой! Хочется быть с людьми, хочется быть на сцене.
- Вашей энергии, Надежда Васильевна, наверное, на пятерых хватит?
- Хватит! На десятерых, наверное, хватит, да ещё и останется (смеётся)
- Поделитесь секретом?
- Надо жить постоянно в движении, надо быть оптимистом, всегда улыбаться, не оставлять места для обид. Я вот приду на работу и забываю обо всём. Даже если дома что-то не ладится, я никогда не дуюсь и не обижаюсь. На позитиве надо быть. А дети сколько энергии дарят? Прибегут в клуб, приобнимешь их, погладишь, а они любовью отвечают. Некогда сидеть. Хозяйство люблю: огород, цветы. Когда сидеть? Двигаться надо!
Работа у старосты деревни не заканчивается никогда. Кто опять заботу о досуге жителей Степаново с удовольствием на себя возьмёт? Правильно: староста деревни и директор ДК Надежда Мартышкина. А ещё и домашние хлопоты у Надежды Васильевны так и кипят, ни муж, ни дети, ни друзья без внимания не остаются. Но и для домашних праздник устроить она успеет – в этом даже не сомневайтесь.
«Это, наверное, в крови у нас, у чувашей. Я же чувашка, — размышляет Надежда Мартышкина, — Народ наш весёлый, открытый, гостеприимный и хлебосольный».
На прощание Надежда Васильевна поделилась рецептом особенных чувашских вареников:
- Наши вареники – они необыкновенные, совсем не такие, как в русской кухне. Весь секрет в начинке – внутри солёный творог и зелёный лук. А подавать их надо непременно с хорошим сливочным маслом и холодным молоком.
Забирайте, хозяюшки, рецепт от Надежды Васильевны, в копилку праздничных блюд. Ей не жалко. Надежда Мартышкина всегда готова и кулинарным секретом, и житейским советом, и улыбкой, и хорошим настроением поделиться.