Ломаем стереотипы
Автосцепка, буксовые узлы колесных пар, тяговые электродвигатели, пневматические аппараты, тормозные башмаки… Вам кажется, что это чисто мужской мир? Как бы не так! Есть женщины, которые дадут мужчинам сто очков вперед по собранности и силе духа. Одна из них — Юлия Жаворонкова, которая работает помощником машиниста в локомотивном депо станции Иланской.
Старт в новую профессию
ВЫПУСКНИЦЫ КРАСНОЯРСКОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ (УЦПК) ПОЛУЧИЛИ ПРАВО РАБОТАТЬ ПОМОЩНИКАМИ МАШИНИСТА ЭЛЕКТРОВОЗА ЭС5К И ТЕПЛОВОЗА ТЭМ18ДМ.
С 3 июня Алёна Пальчун, Ирина Куриленко, Татьяна Сафронова, Юлия Смолякова и Алёна Танкова приступили к работе в эксплуатационном локомотивном депо Красноярск-Главный, а Юлия Жаворонкова и Светлана Калиниченко – в эксплуатационном локомотивном депо Иланская.
Напомним, девушки прошли предварительный отбор и с февраля занимались в УЦПК. На прошлой неделе, 30 мая, они, как и весь мужской состав группы № 259, успешно сдали выпускные экзамены.
Начальник Красноярского подразделения УЦПК Людмила Колесникова отметила, что программа обучения по профессии помощника машиниста электровоза объёмная и предусматривала 760 часов занятий по более чем 20 модулям. «Будущие помощники машиниста изучали Правила технической эксплуатации, основы охраны труда, устройство подвижного состава, отрабатывали навыки вождения поездов на тренажёрах. Во время выпускных экзаменов теорию они сдавали в формате тестов, а практическую часть – на тренажёре «Поездной регламент переговоров с отработкой нестандартной ситуации», – рассказала она.
В программе обучения 164 часа отводилось на изучение устройства электровозов. Этот предмет у группы № 259 вёл преподаватель УЦПК Пётр Боровик. По его словам, за время учёбы девушки проявили настойчивость, добросовестное отношение к занятиям, а на экзаменах получили только хорошие и отличные оценки.
У Юлии Жаворонковой, потомственной железнодорожницы, получившей грамоту за отличные успехи, особых проблем с обучением не возникло. «Помог опыт работы в сервисном депо, где я занималась ремонтом локомотивов, и с их устройством уже была хорошо знакома. Пригодилась и вузовская подготовка по физике и математике. Теперь надеюсь быстро пройти обкатку, приобрести практический опыт в поездках, а потом обучиться на машиниста электровоза», – поделилась планами отличница.
Как сообщила заместитель начальника Красноярской дирекции тяги по кадрам и социальным вопросам Диля Шуплецова, в первые месяцы выпускницы проходят инструктажи и начинают обкатку с опытными машинистами. Для всех девушек сшили форму, обеспечили спецодеждой и средствами индивидуальной защиты.
«Это первый в нашей дирекции опыт набора женщин. Подать заявку могли все желающие старше 18 лет, имеющие образование не ниже среднего, – это стандартные требования, которые в компании предъявляют при наборе на обучение этой профессии. Я рад, что все девушки успешно завершили обучение. Сейчас наша задача – помочь им пройти адаптацию на предприятиях», – пояснил начальник Красноярской дирекции тяги Сергей Гончарик.
В первые же дни работы в депо новоиспечённых помощников машиниста торжественно приняли в профсоюз.
Любое дело по плечу
Это событие произвело настоящий фурор в общественном сознании региона. Действительно, еще несколько лет назад это было невозможно было представить, сама мысль об этом казалась немыслимой. Испокон веков считалось, что профессия машиниста – это профессия сугубо мужская, для женщин путь туда категорически заказан. Хотя, вроде бы, за последнее время слабая половина человечества уверенно шагнула в сферы, которые до поры до времени считались исключительно мужскими, но профессия машиниста всегда стояла особняком, казалась незыблемой. А тут в прошлом году сразу семь девушек края решили освоить профессию машиниста и были зачислены на курсы. Среди них оказалась и наша Юлия Жаворонкова.
Если честно, я слабо себе представлял в этой роли женское создание, поэтому появилось желание встретиться с нашей героиней, поговорить об этом смелом, несколько неожиданном ее шаге. Хотя, справедливости ради, надо сказать, Юля уже не в первый раз делает такие неожиданные шаги в своей жизни, ломая все устоявшиеся стереотипы. Судите сами. Выросла она на иланской земле, окончила первую иланскую школу. Надо сказать, что училась хорошо, окончила без единой тройки, до серебряной медали лишь несколько пятерок не хватило. Поступила в Канский технологический колледж, успешно его окончила, получила специальность техника информационных систем. Была одной из лучших студенток, поэтому предложили продолжить обучение в аэрокосмическом университете. Успешно защитила диплом по специальности инженер автоматизации технологических процессов и производств в химической отрасли.
Конечно, мечтала работать на железной дороге, иного просто себе не представляла. Ведь Юля из железнодорожной династии, бабушка и дедушка всю жизнь трудились на железной дороге. Мама больше двадцати лет здесь трудится, она сейчас бригадир и заместитель начальника базы топлива.
Поэтому Юля с детских лет знала, что непременно пойдет работать в эту отрасль. Но первоначально этим планам не суждено было сбыться. После окончания колледжа устроиться на работу в родном городе в какое-то железнодорожное предприятие по полученной специальности не удалось, поэтому пошла работать тренером в физкультурно-оздоровительный комплекс «Дельфин» в Канске. Выбор этот был не случаен, Юлия давно уже дружит со спортом, с детских лет ее приобщили к занятиям спортом дедушка и мать. В детстве занималась шахматами, футболом, хоккеем, настольным теннисом и даже каратэ. А уже в старших классах сделали свой выбор в пользу пауэрлифтинга. Поняла, что это именно ее вид спорта, где она может достичь хороших спортивных результатов. Начала серьезно тренироваться, выполнять все установки тренеров. И вскоре итоги упорного труда дали свои результаты. Успешно выступила на престижных соревнованиях, показала достойные результаты и одержала ряд убедительных побед. Выполнила нормативы кандидата в мастера спорта и мастера спорта в различных упражнениях. Поэтому работа тренером как бы была закономерным шагом в ее спортивной карьере. Но она прекрасно понимала, что это временный шаг, при первой возможности она станет работать на железной дороге. Так оно и случилось.
В вагонном депо на станции Иланской появилось временное вакантное место бригадира, Юля без всяких раздумий написала заявление и пришла в вагонное депо. Хотя значилась и бригадирская должность, Юля стала работать, по сути, слесарем-ремонтником 5 разряда. Что и говорить, не каждый день девушка с высшим образованием идет работать слесарем, да еще в ремонтную службу. Конечно, первое время мужики поглядывали с некоторым недоверием, но, когда поработали бок о бок с ней, признали ее своей, поверили, что это настоящий слесарь, который добросовестно и качественно выполняет свою работу.
Сама Юля не считает это чем-то таким неординарным, какая разница, мужчина ты или женщина, главное, честно и профессионально выполнять свою работу. Проработав слесарем полтора года, она стала бригадиром колесно-роликового участка. Опять же тоже неординарная ситуация, женщина и бригадир ремонтников. В сюжете краевого телевидения, который прошел накануне 8 марта, Юлю назвали железной леди. Наверное, здесь есть доля истина, ведь в бригадирской должности надо не только давать указания подчиненным, а наравне с ними выполнять каждодневную работу. А зачастую здесь приходится ворочать довольно тяжелые железяки и поднимать немалый вес. Но Юле после ее занятий со штангой это было не в напряг, наравне с мужиками она поднимала и переносила буксы, которые в общей сложности вместе с подшипниками были весом около 80 килограммов. Но ничего, справлялась.
Но такой характер у этой девушки, что ей хочется испытать что-то новое, нестандартное. Да и как она сам говорит, что ей больше всего нравится движение, куда-то двигаться, быть всегда с людьми. И она решила попробовать себя на другом участке работы, но, конечно же, на железной дороге. Написала резюме, разослала по предприятиям. Ее пригласили в локомотивное депо инженером-технологом. Работала, как всегда добросовестно, честно исполняла обязанности, но работа была не совсем по душе, кабинетная работа все же не ее стихия. Поэтому, когда в социальных сетях увидела информацию, что объявляют набор девушек для обучения профессии машиниста, она тут же, без всяких раздумий написала заявление. Мать одобрила выбор дочери. Как сказала в разговоре со мной Юля, она давно мечтала о профессии машиниста, это как раз именно то, что ей к душе. Сама учеба на курсах машинистов не составила труда для нее, она хорошо была подготовлена технически, с разобралась быстро, еще помогала своим коллегам, девушкам. Все выпускные экзамены сдала на отлично, получила красный диплом. И вот она, уже квалифицированный помощник машиниста электровоза. Особенно ее впечатлила первая поездка на практике на самом современном электровозе «Ермак» 3 эс5К. Как она говорит, он получил прозвище «Самурай» за вытянутые фары. С восторгом она рассказывала об этой поездке. Настолько мощный, нереально крутым был этот электровоз, напичканный всякими электронными штуками!
После той поездки она окончательно поняла, что теперь вся ее жизнь именно здесь, о другом она уже просто не может думать. Я спросил у Юли, не пугают ли ее трудности, досужие разговоры о том, что это не женская профессия. Она уверенно ответила, что нет, ничто не может изменить ее выбора, трудности профессии ее не пугают, она уверена, что она с ними справится.
Виктор ВЛАДИМИРОВ.
(АП)